Контактная информация


+7 (496) 548-64-48

Обратная связь

Информация















Начало искусства

Древний мир

«Греческий огонь»

Рождение фейерверочного искусства

Первые фейерверки в Европе

Фейерверочный театр

Открытие кислорода

Открытие «бертолетовой соли»

Развитие военной пиротехники

Фейерверочное искусство в России

Фейерверки в послереволюционной России

Современный этап развития пиротехники

 

 


 

Начало искусства

Начало пиротехнического искусства теряется в глубокой древности. В грубом, первобытном виде огненная сигнализация существовала уже в доисторические времена. Каждое дикое племя, знакомое с огнем, использовало костры для передачи условленного известия на дальнее расстояние. Более сложную сигнализацию придумали древние персы — изобретатели почты: они переговаривались посредством факелов, чем и положили коренное начало оптическому телеграфу.

Древний мир

Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков — иллюминация. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах и культурной жизни народов. Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием «светильники». Достоверно известно, что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. В своих обрядах славяне чествовали и солнце, которое на земле олицетворялось с огнем — «священным» даром небесного светила.

Древнейшая боевая пиротехника сводилась к метанию горючих препаратов, чтобы произвести пожар или поджечь деревянные стены и укрепления. Философ Роджер Бэкон предполагает, что Гедеон (библейский судья) использовал сильно горящие составы в войне с мадианитянами для их устрашения. По словам древнекитайской летописи китайцы знали свойства пороха за несколько веков до рождества Христова, а в эту эпоху артиллерия была очень развита. Одновременно с китайцами и народы Индии знали пиротехническое искусство.

«Греческий огонь»

Крупный переворот в древней боевой пиротехнике произвело изобретение «греческого огня», приписываемое Калиннику Гелиопольскому и отнесенное к 668г.  Достоверно известно, что грек Калинник, архитектор из Гелиополя, открыл секрет огненных индийских составов византийскому императору Константину III в 4 веке Р.Х. Этими составами, получившими название «греческого огня», Византия часто с успехом пользовалась во время войн. «Греческий огонь» был нескольких видов. Один из составов имел свойства пороха: им набивали железные трубы, в результате чего он выбрасывал из труб каменные шары. Другим составом, имеющим свойство сильно гореть,  набивали горшки, бочонки и бросали их зажженными на неприятеля.
Состав «греческого огня» около 400 лет хранился в секрете и постоянно использовался греками на войне. Было сделано множество попыток воспроизвести «греческий огонь» посредством смесей из серы, селитры, вара, смолы, воска и горючих масел. В конце концов, секрет перешел к сарацинам, которые с успехом воспользовались этим боевым пособием против крестоносцев. С появлением пороха «греческий огонь» исчез из употребления.
Упоминается еще об одном составе, служившем для сожжения неприятельских судов: нефти.

Рождение фейерверочного искусства

Собственно фейерверочное искусство родилось в Азии, у индусов и китайцев. Китайцы, во многом опередившие европейцев на целые тысячелетия, уже в древности изобрели смесь, подобную пороху, а специально для военных целей придумали ракеты, служившие для поджогов. Но до появления англичан китайский порох был плох и слаб, поэтому он, вероятнее всего, служил для изготовления фейерверков – одного из любимых развлечений китайцев.

Индусы, изобретатели бенгальского огня, тоже издавна устраивали блестящие фейерверки. У них, как у китайцев, имеются первые по времени указания относительно употребления горючих и взрывчатых веществ. Велика вероятность того, что изделия индусов или рецепты их составов проникли в Европу.

Первые фейерверки в Европе

Когда вместе с арабами появилась алхимия, получило толчок развитие пиротехники в Европе. Арабы, лучшие химики своего времени, придумали целый ряд пиротехнических составов, родственных пороху, и уже в 13 веке употребляли их для метания снарядов. Но коренной переворот последовал лишь в 14 веке с появлением настоящего пороха, благодаря которому стало возможным регулировать быстроту и силу горения состава посредством изменений в дозировке. Точно определить эпоху, когда впервые порох появился у западных цивилизованных народов, крайне сложно. Самое распространенное предположение – то, что порох изобретен францисканским монахом Бертольдом Шварцем, но вероятнее всего Шварц усовершенствовал состав пороха, уже существовавший значительно раньше. Помимо Шварца изобретателями пороха называют еще нескольких ученых, среди которых граф Больштедтский Альберт Великий и английский монах Роджер Бэкон.

Исторические хроники упоминают о многих больших фейерверках, сожженных в Европе за последние 5 веков. Раньше всего фейерверки стали появляться в Италии, куда были занесены из Азии. Из Италии фейерверочное искусство перешло к соседним народам – французам и немцам, где пустило глубокие корни.

Фейерверочный  театр

Начиная с 14 века о фейерверках можно говорить как о виде зрелищного искусства. В это время при проведении фейерверков стали применяться различные дополнительные средства декорации: скульптура, архитектурные сооружения, разнообразные фигуры. Точно определить время появления той или иной фейерверочной фигуры достаточно сложно. Они придумывались пиротехниками в разное время и получали от них свое название, которое сохранялось за ними и более поздними подражателями. Если же фигуры не удавались или не повторялись впоследствии, то и само их название исчезало.

В 16-17 веках из-за дороговизны и редкости бумаги ракеты, форсы и фонтаны даже больших калибров делались в трубках из тростника или деревянных палок. Трубки эти ничем не скреплялись и не укреплялись, поэтому изделия были слабыми, часто рвались при поджигании, при этом далеко разбрасывали твердые куски, способные ранить и нанести увечья. Вообще при запуске фейерверков в эти времена не уделялось большого внимания безопасности публики.

В 18 веке огненные представления приобрели более приличный и безопасный вид, особенно во время больших общественных и государственных празднеств. В это время фейерверки в Европе устраивались преимущественно в честь приезда высоких коронованных гостей, дней рождения и свадеб владетельных особ. Историки восхваляют фейерверк в Кенигсберге, устроенный во время празднеств, сопровождавших коронование бранденбургского курфюрста прусской королевской короной. В это время в Пруссии придумали заполнять антракты между сменой декораций стрельбой швермерами из ружей.

Наибольшего совершенства фейерверочное искусство 18 века достигло во Франции.

Открытие кислорода

В конце 18 века в 1774г. английский ученый Кэвендиш впервые выделил кислород, а несколько лет спустя Кэвендиш, Ватт и Лавуазье определили суть процесса окисления и химическое соединение кислорода с водородом. Открытие кислорода явилось мощным толчком для развития химии и пиротехники как одного из отделов прикладной химии. И действительно, в боевом и горном деле пиротехника сошлась с химией и, использовав научную основу, дала отличные результаты. Так, научным путем Шенбейн в Базеле и Бергер во Франкфурте-на-Майне изобрели в 1846г. пироксилин, а барон Руктешель – бездымный порох. Нобелем был изобретен нитроглицерин и сделан безопасным в виде динамита и взрывчатого желатина. Были сделаны и другие открытия.

Вне боевого и горного дела развитие пиротехника почти полностью оказалась в руках людей, не имеющих отношение к химии как к науке. Однако среди  них были и настоящие виртуозы пиротехнического искусства, например, семья Руджиери, устраивавшая грандиозные пиротехнические представления.

Открытие «бертолетовой соли»

В первой половине 19 века фейерверочное искусство обогатилось  двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного опускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки (звездок, швермеров, огненного дождя) ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот,  бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и  яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием  бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные  свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты  и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Постепенно фитильные  щиты и декорации вышли из употребления. Огонь контурных свечей, яркий и чистый, позволял создавать впечатляющий зрелищный эффект и  при относительно небольших фигурах и декорациях. Это позволяло устраивать более компактные и менее дорогостоящие фейерверочные представления.

Развитие военной пиротехники

К началу Первой мировой войны на вооружении было уже немало различных пиротехнических изделий. Во время войны приобрело особое значение развитие средств военной пиротехники. По силе морального воздействия и разрушительному действию зажигательные средства представляют собой очень грозное оружие. С развитием авиации получили распространение зажигательные авиабомбы, позволяющие устраивать пожары в тылу противника. В 1917-1918 гг. город Реймс пострадал от бомбардировок зажигательными бомбами больше, чем за все время войны. Война способствовала развитию осветительных средств для ведения боя в ночное время, трассирующих, сигнальных средств, средств для пристрелки по движущимся целям.

Фейерверочное искусство в России

В России пиротехника преимущественно военной направленности появилась в конце 14 века при Дмитрии Донском, когда стали применять порох в артиллерии. Около 150 лет литейное и пушечное дело находились по большей части в руках мастеров-иностранцев. Только в 16 веке для этого дела появилось достаточное количество русских мастеров.

Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков. В некоторых источниках указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.

При дворе царя Михаила Федоровича (1596 -1645 гг.) была учреждена особая «потешная палата», имевшая штат «потешников», организовывавших разные развлечения, в том числе и «огненные потехи». В «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», составленном в начале 17 века, приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составов.

Развитие фейерверочного искусства в России во второй половине 17 века тесно связано с именем Петра I.  Он собственноручно занимался изготовлением ракет, шутих, колес, огненных картин. Фейерверочные представления устраивались Петром по случаю праздников и торжественных событий.

Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз — калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в «немецкой слободе». Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу 18 века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе. «Верховые» фигуры были представлены различными типами ракет и шутих. «Срединные» — римскими свечами и бураками. «Низовые» — фонтанами, форсами, шлагами, марсовым огнем. Изготавливались фейерверочные изделия, горевшие на воде, — дукеры и квакари.

Наибольшего блеска и изящества русские фейерверки достигли во второй половине 18 века при Императрице Екатерине II. В это время проекты фейерверков составлялись лучшими художниками и архитекторами, одобрялись Академией наук и утверждались императорской властью.

В начале 19 века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей.

В 1809 году под руководством графа А.А. Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение фейерверка. Личный состав лаборатории был в состоянии провести фейерверк, если возникала такая необходимость.

С началом использования в России новых фейерверочных составов на основе «бертолетовой соли» проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. Увеличение спроса на  фейерверочные представления и как следствие на фейерверочные изделия привело во второй половине 19 века к резкому увеличению числа  частных фабрик, специализировавшихся на изготовлении и проведении  фейерверков. Грандиозные по масштабу и пышности фейерверки, организуемые государством, стали проводиться реже. В основном они сопровождали особо торжественные общегосударственные праздники.

К концу 19 века специальные декорации фейерверков создаются все  реже, мельчают в масштабах, становятся менее интересными по содержанию и художественному исполнению. Зрелищный эффект достигается за счет чисто пиротехнических и фейерверочных средств.

В начале 20 века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.

Фейерверки в послереволюционной России

В период с 1917 по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в России занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверк-представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов.

С 1943 года в СССР акцент в развитии фейерверочного искусства сместился к салютам — многократным залпам фейерверочными изделиями типа люсткугелей. Первый военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода. Салют был произведён из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.

После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными предприятиями было разработано значительное количество салютных выстрелов калибров 310, 195, 105 мм, с огненно-световыми и звуковыми эффектами. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской  власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1970 год), к  50-летию образования СССР (1972 год). Для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия. Необходимость развития серийных фейерверочных изделий была  вызвана еще и тем, что в мастерских, производящих фейерверочные изделия, часто возникали несчастные случаи, пожары, в связи с чем в 1968  году было запрещено их изготовление в условиях парковых мастерских.

Современный этап развития пиротехники

Новый качественный скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 90-е годы 20 века, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были  вынуждены расширить ассортимент, получили возможность реализовывать свою продукцию не только государственным учреждениям, но и коммерческим организациям, имеющим в своем штате пиротехников. Кроме того, стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР. При  предприятиях были открыты курсы, готовившие специалистов для проведения фейерверков. В  свою очередь, изменение социально-политических ориентиров в обществе вызвало изменение в его культурной жизни, что выразилось в увеличении культурно-массовых зрелищ (фестивалей, презентаций, юбилеев). Многие люди захотели видеть фейерверки и на своих частных праздниках (свадьбах, вечеринках, и т.п.).

Помимо развлекательного направления пиротехника сегодня имеет очень большое значение для научно-исследовательских работ. При изучении стратосферы используются дымовые шашки, поднимаемые на специальных шарах-зондах. Пиротехнические сигнальные средства используются в дальних арктических экспедициях. Во время учебных маневров армии большую роль играют пиротехнические имитационные средства, которые употребляются взамен боевых: например, разрывы шрапнельных и фугасных снарядов имитируются взрыв-пакетами.

Современная пиротехника основывается на всех достижениях химических, физических и специальных военных наук. Основное внимание современных пиротехников направлено на изучение физико-химических процессов, происходящих при действии составов, свойств компонентов на научно обоснованный выбор новых зажигательных средств и конструкций пиротехнических изделий.

На сегодняшний день Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники, китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты, регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочного искусства.

В нашей стране сложились благоприятные предпосылки для очередного скачка в развитии отечественного фейерверочного искусства. Большую роль в популяризации фейерверочных представлений играют различные фестивали фейерверков, проходящие в нашей стране и за рубежом и, в частности, фестивали фейерверков, проводимые под эгидой Российской пиротехнической ассоциации.


Календарь событий

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Вниманию членов СРО РПА

Книга членов ассоциации

ВНИМАНИЕ!!!
Для членов ассоциации размещена справка по использованию воздушного пространства Справка

ВНИМАНИЕ!!! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК Постановление правительства №250
Анализ 294 ФЗ

В разделе меню "Деятельность" появился пункт "Страхование".
Более подробную информацию можно получить перейдя в этот пункт меню или по ссылке

Членам Российской пиротехнической ассоциации необходимо обратить внимание на п. 22. Ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции»

Минпромторг РФ начал приём заявлений на лицензирование деятельности в области пиротехники. Вся информация находится на официальном сайте Минпромторга в разделе "Лицензирование".

! Постановление от 14.09.2012 г. №925 "О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом"